Еще из детства хорошо помню, как Незнайка сочинял стихи, да и как же можно забыть про ту самую «паклю-рваклю», а «палка-селедка» — вообще выше всех похвал. Так в сказочной форме автор учит детей сочинять стихи.
Предлагаю и нам побыть немножко поэтами и поиграть с рифмами. Читаем четвертую главу «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Читаем и обсуждаем
Зайка Читайка: Привет! Ты умеешь сочинять стихи? Прочитай, пожалуйста, мне очень интересно.
Предложите ребенку прочитать свое стихотворение или попробовать сочинить на ходу. Если он затрудняется, то можно прочитать стихотворение другого автора.
Зайка Читайка: А знаешь ли ты, как учился сочинять стихи Незнайка?
Прочитайте вместе с ребенком четвертую главу «Как Незнайка сочинял стихи» и ответьте на вопросы:
— Кто такой поэт? Каких поэтов ты знаешь?
— Почему Пудик выбрал себе другое имя? Какое?
— Как ты думаешь, какие правила нужно соблюдать при написании стихов, чтобы не обидеть других?
Похвалите ребенка за ответы.
Зайка Читайка: Все верно! Попробуем и мы себя в качестве поэтов.
Игра «Палка-селедка»
Зайка Читайка: Слова «палка» и «селедка» не рифмуются, хотя оканчиваются одинаково. Придумай к каждому слову ниже два новых слова. Они должны оканчиваться так же, но первое не рифмоваться, а второе — рифмоваться.
Пример: Палка — селедка, палка — галка.
Слова для игры: балалайка, птица, столик.
Возможные ответы:
Балалайка — рука, балалайка — зайка.
Птица — мельница, птица — синица.
Столик — ёжик, столик — кролик.
Игра «Рифмуем имена»
Зайка Читайка: Меня зовут Читайка. Мое имя рифмуется со словами «знайка», «всезнайка», «зайка», «балалайка». А с какими словами рифмуется твое имя?
Игра «Рифмы-обманки»
Зайка-Читайка: Я буду читать загадки, а ты подставляй пропущенные слова. Будь внимателен: в некоторых из них хитрые отгадки.
На руке горит пожар,
Укусил меня … (комар).
Мама позвала за стол,
Ты скорей садись на … (стул).
Хочешь, верь или не верь,
По кругу мчится … (карусель).
Вот поспели чудо-груши,
Ты бери скорее их в … (руки).
Изучает буквы зайка,
Ему поможет … (книга).
Игра «Кто больше»
Зайка Читайка: Кто больше придумает рифм к слову: каша, окно, стол.
Попробуйте с ребенком сочинять стихи. Можно придумывать вместе: по строчке, заканчивать фразы друг за другом. Предложите малышу сочинить свое стихотворение. Нескладушки — тоже важный этап в освоении стихотворчества. Записывайте первые, а, может, и не первые работы малышей, поддерживайте, хвалите.
Веселых поэтических игр!
Анна Воронина
Да, такие рифмы действительно незабываемые!… Анна, спасибо за такие интересные игры и увлекательное чтение!
Людмила, спасибо! Играйте на здоровье!