Сегодня про узнаем, что за удивительный мир скрывается внутри табакерки, какие необычные жители населяют эту волшебную коробочку и откуда звучит музыка.
Сказку Владимира Федоровича Одоевского можно обсуждать долго и интересно. Новые слова, непривычный язык изложения отражающий другую историческую эпоху.
Читаем и обсуждаем
Прочитайте вместе с ребенком и зайчиком Читайкой сказку «Городок в табакерке». Поясняйте незнакомые слова и непривычные обороты. Обсуждение можно проводить сразу во время чтения.
Вопросы для обсуждения:
1) Что показал папенька Мише?
2) Кто позвал Мишу в городок в табакерке?
3) Откуда Миша услышал музыку?
4) Какую поговорку постоянно повторял мальчик-колокольчик?
5) Почему все колокольчики были разных размеров?
6) Кто стучал по колокольчикам и почему?
7) Отчего постоянно поворачивается с боку на бок господин Валик?
8) Кого еще встретил Миша в городке?
9) А ты разобрался (лась), как работает табакерка и откуда звучит музыка?
Если есть дома музыкальная шкатулка, рассмотрите ее. Обсудите, как она работает.
Рисуем иллюстрации
— Какая необычная эта табакерка! Тебе понравился городок Динь-динь? Я очень хочу нарисовать картинки к сказке. Нарисую табакерку, а что будешь рисовать ты?
Нарисуйте иллюстрации к сказке. Расспросите у ребенка, какой фрагмент ему хотелось бы нарисовать. Если он затрудняется с выбором, то можно изобразить табакерку и расписать ее красивыми узорами, нарисовать городок Динь-динь.
— Еще можно нарисовать вдалеке папеньку с маменькой или стол, как нарисовать картинку так, чтобы было понятно, что она дальше?
Предложите добавить к картинке предмет, который расположен дальше, чем остальные. В книге была подсказка, как это сделать.
Игра «Колокольчики»
Заготовьте карточки вместе с ребенком. На первой карточке нарисуйте колокольчик, на второй — молоточек, на третьей — валик, на четвертой — пружинку. Если игроков у вас вышло больше, то сделайте по несколько карточек с колокольчиками и молоточками (рисунки можно сделать схематично, главное, чтобы было понятно игрокам).
Перемешайте карточки, каждый игрок берет себе карточку и показывает, что изображено на ней.
Игра «Кто живет в часах?»
Предложите ребенку сочинить сказку о том, кто живет в часах. Это не обязательно сказка об устройстве, если ему захочется рассказать о кукушке или маленьком часовичке — это просто замечательно! Делитесь своими историями в комментариях.
Увлекательных книг и отличного настроения!
Анна Воронина
В статье приведены иллюстрации из книги В. Одоевского «Городок в табакерке», М: Советская Россия, 1972.
Замечательная книжка! А игры по ее мотивам — просто чудо! Такие развивающие занятия безусловно принесут намного больше пользы для развития ребенка, чем простое чтение.
Ольга, спасибо за комментарий. Книга — действительно отличная!
Моим детям понравилось играть вместе с мальчиком Мишей. Мы отвечали на вопросы, рисовали, изучали музыкальную шкатулку и разбирали часы.
Я очень надеюсь, что такой подход к чтению позволит сблизиться детям и взрослым, а также полюбить книги.