Детские страшилки глазами детского психолога

Моя оценка post

girl-1456635_640 Детские страшилки глазами детского психолога

Кто из нас в детстве не слышал или не рассказывал страшилок? Помните, как, сидя в компании друзей, еле сдерживая  дрожь, слушали «Черной, черной ночью в темной, темной комнате…»,  историю о кровавом пятне, или черном альпинисте, блуждающем по свету в поисках обидчиков?

И, несмотря на испытываемый страх, вновь и вновь собирались, чтобы послушать-рассказать очередные страшилки.

Откуда у детей берется потребность в страшилках?

Конечно, не только дети испытывают потребность соприкоснуться с миром ужаса, иначе невозможно объяснить любовь некоторых взрослых к фильмам ужасов, фильмам-катастрофам и прочему.

В человеке  с точки зрения экзистенциальной психологии с рождения заложена тревога смерти, конечности существования на земле.

Одна из базовых потребностей человеческой психики – потребность в безопасности. Когда что-то угрожает безопасности человека – у него   возникает ощущение тревоги, как неосознанного страха смерти. Тревога – неосознанное состояние, проявляющееся в частом или постоянном беспокойстве, мешающем сосредоточиться на какой-то одной мысли, приводящем к хаотичной деятельности. Наряду с этим, она может проявляться прямо противоположным образом –  заторможенностью и избеганием любой деятельности. Нередко беспокойство сопровождается телесными ощущениями – холод побежал по спине, «ухнуло» в животе, дрожь  и слабость в ногах, гул в голове и т.д.

Как правило, тревога –  это неосознанный страх смерти.

Страх бывает естественный, заложенный в самой природе человека и приобретенный в результате негативного жизненного опыта или несчастных случаев.

Страх – это уже осознанное состояние:  страх полета  на самолете, страх остаться без денег, страх заразиться инфекционными болезнями, страх сдачи экзамена и др.

Страх – защитная функция психики от тревоги. Он переводит ее в конкретную форму, благодаря чему человек получает возможность искать способы как справиться с потенциальной угрозой жизни.

Издавна люди делали угрожающего вида маски и развешивали их на стенах домов, разжигали огромные костры, носили обереги, чтобы отогнать злых духов или демонов, и таким образом спасти свою жизнь.

Vertep_by_Russianname Детские страшилки глазами детского психолога

Борьба с нечистью и злом и торжество добра отражены во многих праздниках.  В наши дни мы в большей мере связываем всякую нечисть, скелеты, окровавленные тела  с праздником Хэллоуин, который изначально основан на кельтской традиции чествования злых духов. Постепенно праздник перешагнул через моря и океаны, и в него добавилась христианская традиция поклонения всем святым.

В отличие от кельтской традиции на Руси никогда не поклонялись темным силам и злым духам. Еще со времен язычества было принято наряжаться в костюмы животных, лесных чудищ и нечисти. Ряженые прославляли богов, прячась за страшными личинами, то есть, говоря современным языком, пытались найти способ взаимодействия и взаимопонимания между темными и светлыми силами. Этот обычай сохранился до сих пор в некоторых областях России. В период святочной недели, между Рождеством и Крещением (6-19 января), считается, что мир еще не крещен и нечисть может свободно гулять по свету, резвиться вволю. В рождественские дни дети и молодежь наряжаются в костюмы чудищ, ходят по домам, поют колядки, а  хозяева одаривают их сладостями. В это время  принято гадать, обращаясь к потусторонним силам. Именно в это время нечистую силу не только не боятся, а пытаются привлечь ее в союзники, чтобы узнать свое будущее или увидеть суженого.

Svyatochnoe_gadanie Детские страшилки глазами детского психолога

Праздник Ивана Купалы (7 июля) совпадает с православным Рождеством Иоанна Крестителя, прозванного Купалой из-за обряда купания во время крещения. В день Ивана Купалы происходило очищение водой и огнем. Купание в этот день считалось целебным.  На закате разжигали костры, юноши и девушки перепрыгивали через них. В это день  русалки, водяные, лешие, кикиморы  и прочие оборотни  покидали  леса и водоемы  до Ильина дня (2 августа). Считалось, что растения и животные в эту ночь приобретают способность разговаривать и делать пакости.  Поэтому в ночь на Ивана Купала было принято не спать, поддерживать костры до рассвета, чтобы отпугивают снующую повсюду нечисть.

Существует праздник – день Макоши (богиня браков и деторождения, покровительница женщин и девушек). Он появился около 40 тысяч лет назад. В этот день наши предки прославляли Макошь (25 октября). В этот день девушки водили  хоровод, внешнее кольцо которого двигалось по часовой стрелке – на жизнь, а внутреннее против часовой стрелки – на смерть.

Ivankupala Детские страшилки глазами детского психолога

Исполняя праздничные ритуалы, человек приобретал магические способы борьбы с нечистью, потусторонними  силами и злыми духами. Становился сильнее, обретал веру, что сможет победить и выжить.

Дети тоже испытывают страх смерти. Полное отсутствие страха смерти свидетельствует о неблагополучии в развитии ребенка, т.к. у него снижена безопасность за свою жизнь, он становится способным на неадекватные рискованные действия и поступки, последствия которых могут быть трагическими. Как правило, это проявляется у детей из неблагополучных  и асоциальных семей. Живя в подобной семье, ребенок постоянно испытывает страх за себя и свою жизнь, и вскоре  его психика дает защитный щит в виде бесчувственности ко всему происходящему вокруг и к самому себе.

little-boy-1635065_640 Детские страшилки глазами детского психолога

Страх предостерегает,  учит, заставляет быть предусмотрительным и заботиться о себе.

Дети живут в мире фантазирования и сказок. Они, затаив дыхание, слушают сказки про Кощея Бессмертного, Бабу-Ягу и Змея Горыныча. Они знают, что смерть Кощея находится на конце иглы, спрятанной в яйце, яйцо — в утке и т.д., знают, что есть меч-кладенец, способный погубить Змея. Понимают, что Баба-Яга только с виду страшна, а на самом деле она добрая, но только очень одинокая старушка, которая то  Иванушке даст путеводный клубок, то Василисушке частый гребешок, которые приведут их к исполнению заветного желания.

Дети в дошкольном возрасте боятся  собственной смерти и смерти близких, боятся болезни родителей, боятся их потерять – это естественный возрастной страх. Так как к 5-6 годам ребенок окончательно понимает конечность бытия.

В это время у детей присутствует страх сказочных чудовищ и  различных персонажей типа Пиковой Дамы, Костяной руки или Скелета, т.к. они отождествляются с теми, кто угрожает  чьей-то жизни.

К окончанию младшей школы у детей появятся другие пугающие персонажи, которые будут присутствовать в страшилках-стихах, страшилках-легендах, страшилках-«достоверных историях», отражающих жизненный опыт детей и окружающий реальный мир.

Дети слушают страшилки и сочиняют их сами. Страшилки помогают им справиться со страхами.

В каждой страшилке есть способ, как справиться с тем или иным чудищем. Например, чтобы черный альпинист не утащил, нужно спать лицом к окну, чтобы он мог разглядеть, что не ты его обидчик. Поэтому детские страшилки служат той же цели, что и ритуалы наших предков – защите от страха смерти.

Рассказывая страшилки в компании сверстников, ребенок понимает, что он не одинок, что другие дети тоже испытывают чувство страха, и это снижает степень остроты  его переживания.

Переодеваясь в костюм страшилища, ребенок не только пугает других, он примеривает на себя роль пугающего его страха, действует от его имени  и, таким образом приобретает его силу, становится способным находить его слабые места и приобретает навык управлять страхом.

Именно поэтому коррекция страхов у детей в основном происходит с применением методов арт-терапии, когда ребенок рисует страх, говорит  и действует от его имени. Ребенок понимает, что страх тоже может чего-то бояться, он не всесилен и не бесконечен – действует по определенным правилам. Так, в мультфильме «Ничуть не страшно» страхи могут пугать детей только три раза и потом даже помогают детям дойти к дому. В одноименном мультфильме Кентервильское приведение оказывается совершенно безопасным и несчастным существом,  которому девочка помогает обрести покой и позабыть про свои проделки.

ghosts-1644542_640 Детские страшилки глазами детского психолога

Существуют страшилки, сочиненные детьми в разные времена, это фольклорный жанр, передающийся из поколения в поколение. Кроме того есть литературные страшилки, написанные детскими писателями. Эдуард Успенский  написал повесть-страшилку для подростков «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы», в соавторстве с Андреем Усачевым издал «Жуткие детские страшилки» и «Самые страшные ужасы. Жуткие истории». А «Утопленник» Александра Пушкина разве не страшилка? Еще и какая! Уже начиная с первых детских стихов Агнии Барто, ребенок сталкивается со страшилками –  то «оторвали мишке лапу», то «зайку бросила хозяйка», то бычок дрожит в ожидании  «ой, доска кончается, сейчас он упадет». Надо сказать, что и колыбельные с потешками тоже изобилуют страшилками:

«Закрой глаза скорее,
Кто-то ходит за окном,
И стучится в двери.
Тили-тили-бом.
Кричит ночная птица.
Он уже пробрался в дом.
К тем, кому не спится.
Он идет… Он уже близко…
Тили-тили-бом.
Ты слышишь, кто-то рядом?
Притаился за углом,
И пронзает взглядом.
Тили-тили-бом.
Все скроет ночь немая.
За тобой крадется он,
И вот-вот поймает.
Он идет… Он уже близко…
Тили-тили-бом.
Ты слышишь, кто-то рядом?
Притаился за углом,
И пронзает взглядом.
Тили-тили-бом».

«Идет коза рогатая, идет коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не есть,
Молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает».

«Ночью страхи страшные
По квартире шастают,
Смотрят, смотрят, кто не спит,
Притворяется лежит!
Вот на тех наводят страх,
Что мороз по коже… АХ!»

«Живет старуха:
«Три глаза, три уха,
Страшна, горбата,
Платье в заплатах!
Все слышит, все видит,
Каждого обидит!
Не спрячешься — заберет!
Вот!»

Людмила Клименко
[starbox id=12]

Детские страшилки глазами детского психолога: 4 комментария

  1. Спасибо за статью! Детки у меня сейчас как раз в том возрасте, когда хочется игр пострашнее и поужаснее 🙂 Хотелось разобраться в этом вопросе. Оказывается, так преодолеваются детские страхи.

  2. Людмила, спасибо за статью. Очень интересно! А я все удивлялась, почему дети так любят Чуковского? Вот где страшилки, так страшилки :))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *